About noir

 
















Нуар - жанр, который отказывается умирать
Под нуаром обычно принято понимать направление в визуальном искусстве, изображающее гангстерский мир эпохи Великой Депрессии (1929), возникшее из синтеза американского детектива и немецкого экспрессионизма. Нуар близок к стимпанку, однако в отличие от него сюжет чаще всего строится на криминальной драме и лишен фантастики.
Удивительно, но к тому времени, когда составляющие сегодня золотой фонд жанра нуар фильмы уже были сняты, сам термин еще не появился. «Черный фильм» («нуар» – черный по-французски) был назван по аналогии с «черной книгой». Так называли специфический жанр психологической криминальной драмы во французской литературе XIX-го века. Поначалу американские зрители воспринимали их просто как гангстерские фильмы или мистические ленты, ничем особенным не выделяющиеся.

По-настоящему нуар начал формироваться в середине 40-х, когда появились фильмы, больше внимания уделявшие сходству мыслей и методов полицейских и преступников, как бы ставя их на одну ступень в обществе. Иногда даже, как в случае с лентой «Большой сон»/The Big Sleep Говарда Хоукса, самим преступлением, на которых основывалось развитие сюжета, практически не уделялось экранного времени.
По убеждению критиков и исследователей, первым настоящим фильмом-нуар была экранизация романа Стива Фишера - «Просыпаюсь с криком»/I Wake Up Screaming Брюса Хамберстоуна с участием актеров Виктора Мэйчюра, Бэтти Грэбл и Лэйрда Кригера. Название вроде бы наводит нас на ужасы, но в фильме есть основные элементы нуара – депрессивный окрас садомазохистской жизни персонажа Кригера, садистские наклонности одержимого детектива, который изматывает двух подозреваемых в убийстве актрисы.

Надо сказать, что зарождение фильма-нуар не было случайностью. Разразившаяся в Европе война способствовала общей депрессии в США сильнее, чем это сделали годы Великой депрессии. США пережили безработицу и экономический кризис, но внезапно мир встал перед угрозой намного большей. Выбранные демократическим путем немецкие фашисты планировали завоевание Европы, а другие игроки на внешнеполитической арене были на поверку ничуть не лучше. Так что США, чье грубое вторжение в международную политику во время Первой мировой войны закончилось бедствием для Конгресса и Президента, ничего не могли предпринять для стабилизации ситуации.
Рассасывание безработицы, оставшийся со времен Великой депрессии к началу Второй мировой только усугубило положение вещей. Преступность набирала силу. Нуар оказался ответом на реалии 41-го года. Аудитория созрела до новых типажей героев и персонажей. Кодекс американского кинопроизводителя, который был основой цензуры с 1933 года и делал персонажей и сюжеты гладкими, вылизанными, невинными – более гладками, чем того хотелось бы авторам – больше не подходил. Актеры Джеймс Кэгни, Хамфри Богарт и даже Джон Уэйн, конечно, за счет личной харизмы и звездного статуса нарушали традицию, но делали это довольно старомодно. Но в основном, фильмы, подвергшиеся цензуре, были не очень впечатляющи. Новые же фильмы хотели радикально отличатся от законсервированных цензурой старых.
Большинство нуара вышло в 40-е года, эти фильмы восполняли пробел в изображении ранее игнорировавшихся сторон человеческой природы. Война помогла нуару в том плане, что в 30-е годы многие из подобных фильмов попросту не прошли бы цензуры, но после того как США вступили во Вторую мировую и американцы увидели весь ужас войны, цензоры стали на многое закрывать глаза. Новое поколение сценаристов хлынуло в Голливуд в попытке сорвать куш в суматохе новой свободы.

Привлекательность жанра нуар не подвергалась сомнению до конца 50-х, когда уже стали забывать о войне, которая дала толчок его появлению. Благодаря своей гибкости, которой не было например у вестернов, жанр оказался очень долгоиграющим. Криминальные фильмы никогда не теряют своей актуальности, а различные типы преступлений и преступников в обществе дают создателям фильма богатую фактуру.
Ближе к концу 40-х, когда молодой жанр становится основой мэйнстрима.
Интерес к нуару сходит на нет, когда телевидение разрушает финансовую основу для малобюджетных фильмов, коими являлось большинство криминальных лет, а последний гвоздь в гроб нуара вбила технология цветной съемки. Конечно, в цвете истории «черных фильмов» в прямом и переносном смысле, снимать стало практически невозможно. Цвет размывал создававшиеся контрастом черного и белого образы. Правда, нуар, не умер окончательно, как это стало с немыми комедиями
Однако чем больше голливудские фильмы становились красивой оберткой без конфетки, тем чаще и классики кино, и начинающие режиссеры обращались к необычный атмосфере и самому духу времени фильмов-нуар. С конца 60-х годов прошлого века в Америке нуар начал набирать популярность, когда зрители и молодые таланты, в поисках чего-то большего, чем «Звуки музыки» или ленты о Джеймсе Бонде, стали относится к классическим криминальным драмам с серьезностью, которая бы весьма удивила создателей жанра. Так что в 70-х и 80-х годах влияние нуара можно встретить даже  в мистических лентах – например, «Полуночный человек» Роланда Киббии или «Честь семьи Прицци»/Prizzi's Honor Джона Хьюстона. 90-е же, в первую очередь с фильмами Тарантино, возвращаются к основам нуара еще ощутимее. Но и 90-е уже позади, за окном – новое тысячелетие, и даже в нём можно видеть творения Брайана Де Пальмы («Чёрный георгин»/«Black Dahlia») и Роберта Родригеса («Город грехов»/”Sin City”), в которых есть все черты как жанра-прародителя, так и приемы немецкого экспрессионизма, часто используемые классическим нуаром.